Война на полях ностальгии (или ацкий промоушн)Война на полях ностальгии (или ацкий промоушн)
Соревнование двух гигантов — «Одноклассники» и «В Контакте» — началось в 2007 году, но было еще не слишком заметным. «Одноклассники.Ру» были открыты 4 марта 2006 года и первыми заставили наших соотечественников мучиться от любопытства и ностальгии. С появлением «Одноклассников» уже весной 2007 года изменилась навигация по Рунету самых простых пользователей — «чайников». Кроме проверки почты на Mail.Ru и поиска информации на Yandex.Ru и Google.Ru, в адресной строке стали всё чаще вручную вбивать odnoklassniki.ru.
«ВКонтакте.Ру» возник 1 октября 2006 года (тогда возникло ООО«Вконтакте», а сам проект начал функционировать в 2002) и был изначально ориентирован на однокурсников. Первое время он работал по приглашениям и раздавал айподы и айфоны тем, кто приведет больше друзей, но уже в конце ноября была открыта свободная регистрация. Создателем портала считался питерский студент СПбГУ Павел Дуров. Так что условное первичное разделение социальных сетей было еще и по географическому признаку: московские сидели в «Одноклассниках», питерские — «В Контакте».
В первые полтора года существования «Одноклассники» были уверены в своем неоспоримом лидерстве. Их борьба велась только за новых пользователей, конкурентов они не видели. Летом 2007 года «Одноклассники» впервые вышли на улицу. Их рекламная кампания в офлайне, по словам коммерческого директора «Одноклассников» Александра Кузнецова, стоила всего 60 тыс. долларов. Несмотря на летний мертвый сезон, «Одноклассники» прожили этот период достойно, оттока пользователей не было, всем хотелось поскорее показать друзьям свежие фотографии «Я в Анапе слева». В те времена рекламы на сайтах конкурентных социальных сетей еще не было, счетчики регистраций, висевшие на «мордах», показывали примерно схожие цифры.
Но уже со второй половины 2007 года ситуация начала меняться в пользу питерского «В Контакте». Летом 2008 года «Одноклассники» снова затеяли рекламную кампанию, по размаху уже значительно большую, чем годом ранее. На постерах в метро и на уличных билбордах разыгрывались самые распространенные мифы об одноклассниках, например, с таким слоганом: «Аня — моя первая жена, Ира — моя вторая жена, Жанна — женщина моей мечты». Для рекламы были привлечены известные люди: Сергей Стиллавин, Тина Канделаки и другие.
«Одноклассникам» также пытаются приписывать подпольные акции с созданием собственных клонов типа «Сокамерники» и ранее проводимую акцию со слоганом «Трахни свою первую любовь». О_о
«Одноклассники» проводили совместные акции с сетью кофеен «Шоколадница», предлагая одноклассникам встретиться и попробовать специальное меню. Магазины Sela также поддались волне увлечения сомаркетингом и предложили «Одноклассникам» скидки на часть ассортимента одежды, если покупать ее вместе с одноклассниками.
Раскрутка дошла до того, что был сделан первый в России product placement в поп-музыке. Если не считать, конечно, Диму Билана с его адидасовским припевом «Невозможное возможно» и фантастический стеб группы «Наггано» под названием «Застрахуй братуху». В августе 2008 года группа «Блестящие» запела «Заходи ко мне на «Одноклассники» в песне с нехитрым названием «Одноклассники».
До того «Одноклассники» обозлились на конкурентов, что запретили ссылки на «В Контакте»: сообщения с текстом «vkontakte.ru» не отправляются совсем, пользователь получает ограничение «в тексте сообщения содержатся недопустимые слова или выражения», а текст «vkontakte» заменяется на «vkonyakte» (Это вообще любимое занятие у организаторов соц-сетей, знаю по примеру Вконтакте. И после этого они будут утверждать, что не могут контролировать поток нецензурной лексики на сайте).
Еще одним ударом для пользователей стало введение платной регистрации на «Одноклассниках» с октября 2008 года, а также платная возможность докупить место для дополнительных фотографий, оплачивать хорошие оценки своих фотографий, отключить сообщение о том, что пользователь находится в сети, становиться «невидимкой», то есть, заходя в профайл к пользователям, не фиксироваться в разделе их гостей. Представители проекта пытались объяснить свое решение о платной регистрации тем, что они с помощью нововведения ограничат поток спама на портале. Но люди не очень-то поверили и начали уходить.
И, несмотря на все старания, капитализация «В Контакте», по некоторым оценкам, в 13 раз превышает капитализацию «Одноклассников». При схожем количестве аудитории глубина просмотра в этих сетях существенно отличается: количество страниц, которое просматривает среднестатистический пользователь за один сеанс в «Одноклассниках», составляет 10, «В Контакте» — 137. По оценкам некоторых аналитиков, капитализация «Одноклассников» летом 2008 года составляла около 60 млн долларов, а «В Контакте» — около 780 млн долларов.
Будущее социальных сетей в России, как и во всем мире, туманно
«Социальные сети делятся на два сегмента...»Будущее социальных сетей в России, как и во всем мире, туманно. Рустем Адагамов, шеф-редактор компании мультимедиаблогов «СУП Фабрик» и по совместительству топ-блогер drugoi, считает:
«Социальные сети делятся на два сегмента: те, которые ничего не производят, в них просто происходит общение, как в «Одноклассниках» и «В Контакте», и те, которые производят контент, например ЖЖ. У сетей, которые заточены на общение, я не вижу особенного будущего. То есть они останутся, но развиваться им некуда. Это как мессенджеры. Они существовали и будут существовать для определенных целей, но с ними ничего интересного не сделаешь. Так и с этими социальными сетями. Это система контактов, фотки, можно написать и получить ответ. Вот и всё. Что касается социальных сетей второго типа, таких как LiveJournal, там появляется контент плюс общение. Там рождается народная журналистика, которая уже сейчас составляет конкуренцию основным информационным каналам, телевидению, официальной прессе в интернете. Эти сети будут видоизменяться в ту или иную сторону. Станут узкоспециализированными, будет происходить дифференциация по интересам. У них большое будущее, потому что это полноценные блоги. У ЖЖ быстро растет регистрация. В октябре был сильный прирост. Сейчас уже есть около 1 млн действующих дневников, которые обновляются не реже одного раза в неделю. Такие дневники и становятся источником альтернативной информации. Вот, например, сейчас в случае с освещением событий на Дальнем Востоке ТВ молчит, основная информация идет из блогов, люди пишут о том, что происходит, делают фотографии, по дневникам идут ссылки. Это очень важно».
Западный примерЗападный пример
Оглядываясь на американский пример с Classmates и Facebook, можно довольно уверенно предсказывать, что «Одноклассники» будут всё больше уступать аудиторию сайту «В Контакте». За время, пока вы читаете этот материал, количество регистраций на счетчике на первой странице Vkontakte.ru увеличится не менее чем на 2 тыс. человек.
Самой первой социальной сетью в мире стал американский Classmates.com, на который с 1995 года подсело более 40 млн пользователей из США и Канады. По сути, в самом начале это была просто система поиска анкет и мессенджер внутри сайта. Пик посещаемости и новых регистраций в американских «Одноклассниках» пришелся на 2001 год. Затем пару лет посещаемость была стабильной, а после стала спадать. Каждому найденному другу писали в среднем 1—2 сообщения, состоявших из 3—5 коротких предложений. Ценными оказывались менее 10% найденных контактов, которые переходили в более удобные мессенджеры вроде ICQ и Skype или обменивались телефонами.
На смену Classmates в феврале 2004 года пришел Facebook.com, который предложил пользователям не только общение, но и обмен интересами и эмоциями, возможность сделать свою анкету индивидуальной, загрузив в нее любимые фотографии, музыку, видео и прочее. Удобный интерфейс и широкий круг возможностей сделали Facebook безусловным лидером социальных сетей. На данный момент Facebook сообщает о 140 млн активных пользователей, то есть тех, кто заходил на сайт в течение последних 30 дней.