«Вконтакте» может быть предъявлено обвинение в плагиатеРоссийской социальной сети «Вконтакте» может быть предъявлено обвинение в плагиате. Примерно месяц назад американский Facebook перевел свой сайт на русский язык. Теперь он доступен на 19 языках, планируется перевод еще на 54. Судебные иски против сайтов, которые, по мнению компании, являются клонами ее страницы, стали частью стратегии выхода Facebook на глобальный рынок. 18 июля компания подала в калифорнийский суд иск против немецкой социальной сети StudiVZ, которой пользуются 10 миллионов человек в Германии, Австрии и Швейцарии.
Американская компания обвиняет немецких конкурентов в нелегальном использовании своей интеллектуальной собственности. В заявлении, направленном в суд адвокатами компании, говорится: «Большая часть успеха (а возможно, и весь успех) компании связана с копированием и нелегальным использованием интеллектуальной собственности Facebook». Одним из самых вероятных кандидатов на роль ответчика следующего судебного иска Facebook может стать российская социальная сеть «Вконтакте».Кто обвиняет_____________________________________________________________________________
Facebook
Если русскоязычные социальные сети только набирают обороты, то крупнейшие мировые проекты уже могут позволить себе поиграть мускулами. Наиболее показателен в этом плане пример Facebook, сумевшей буквально обезоружить Google, переманив в свою команду несколько ключевых топ-менеджеров. А в конце прошлого года Facebook поглотила компанию Parakey, принимавшую участие в разработке браузера Firefox. Одним словом, основатель сети Марк Цукерберг (Mark Zukerberg) стремится в кратчайшие сроки максимально нарастить интеллектуальный потенциал своего детища, название которого уже стало нарицательным.
И у него есть на то все основания. 67 миллионов пользователей, огромные инвестиции от лидеров IT-рынка (включая саму Microsoft) и агрессивные действия конкурентов не позволят Facebook почивать на лаврах. Успешная социальная сеть всегда должна на полшага опережать своих соперников, ведь этот рыночный сегмент накален до предела.
По нашим оценкам, рыночная стратегия Facebook выбрана абсолютно верно: сервис довел до совершенства не только технические, но и социальные функции, а главное, не распугал пользователей чрезмерным количеством рекламы. После выхода социальной сети в сегмент рунета, «В Контакте» придется совсем нелегко, ведь этот клон уступает оригиналу абсолютно по всем параметрам… кроме наличия 10 млн. русскоязычных пользователей. Что ж, до начала «битвы титанов» ждать осталось совсем недолго – русификация интерфейса Facebook должна быть завершена в ближайшие месяцы.
_____________________________________________________________________________
Отвечает Павел ДуровОтвечает Павел Дуров:
(обращение на официальном сайте vkontakte.ru)
Те, кто разбираются в веб-дизайне и каскадных стилях CSS, понимают, насколько легко поменять местами колонки на страницах, изменить цветовую гамму на другую, изменить ощущение от сайта до неузнаваемости. Обычно это полчаса работы. В то же время, самая сложная работа по созданию интернет-проекта вроде вконтакте относится к написанию внутреннего PHP кода, проектирования баз данных, тонкой настройки серверов и другой внутренней разработке. Эту работу невозможно ниоткуда скопировать, потому что высокотехнологичные разработки такого рода наиболее ценны и строго засекречены. (но им то удалось раздобыть коды, см. дальше) Всю работу нужно проделывать с нуля самостоятельно. С нуля была написана каждая из социальных сетей в соответствующей стране._____________________________________________________________________________________
Коды страниц с профайлами (первый facebook, второй вконтакте):«Судя по одинаковому вордингу классов - он просто-напросто спизжен на 100% а потом заточен под себя. Это гнусно. Поленился не дизайнер, а разработчик, с нуля не захотевший сделать систему, а взявший всё уже живое и работающее.
Вариант: не спиздивший, а утянувший открытый код»«Он не был открытым»«Тогда интересно, откуда взялся код - как-то нелогично приписывать своему коду чужой дизайн»«Притом там в некоторых местах отжыги - наша копия статус пользователя называет status, но в тексте все равно встречаюцо названия слоев и классов с activity»«Вконтакте явно хотят продать, мне вот интересно как сделка будет оформляцо - там же передача прав, интеллектуальная собственность... В принципе, может в этом разгадка почему Дуров старательно открещиваеццо от того что сайт создан для коммерческих целей?»_____________________________________________________________________________________
Мнение англоязычной аудиторииblogger.com:
Russian Facebook uses Facebook.com sourcecode?
(примерно, ноябрь 2007)
The story of Russian Facebook (vkontakte.ru) began a year ago, when it was just a small regular Russian internet startup for students and graduates – a social network with no significant strengths or weaknesses.
The site began to grow and attract visitors rapidly, from time to time introducing wonderful new features: graffiti wall paintings, photo albums, video posting etc. Strange and, surely, *occasionally*, these features corresponded directly with facebook.com features, one of the most popular social network on the global market.
1. Facebook.com User Profile page HTML:
2. Vkontakte.ru User Profile page HTML: (вы и так знаете, как выглядит страница «вконтакте»)
3. Facebook.com Graffiti: 4. Vkontakte.ru Graffiti: (короче, всё совершенно одинаковое)
These *innovations* greatly helped the site to succeed: now it is positioned as a third biggest site in russian segment of internet with over 2,5 mln unique members. It’s always a joy to see how *innovation* and adherence to the *business etiquette* help a small startup to grow and prosper. (Перевожу: Благодаря данным "изобретениям" Вконтакте занял третье место в рейтинге самых крупных сайтов рунета. Всегда интересно наблюдать, как "инновации" и приверженность "бизнес этикету" помогают небольшим начинаниям развиваться и преуспевать.)
«That's... That's terrible. Thieves! How could they!»
«I think vkontake only visual clone facebook... Source code is different»
«I have seen one friend using several months ago and was quite suprized to see that direct facebook clone. But no, I don't think they use same source (maybe just some of the user interface code that could have been copied from HTML/Javasсript code).
Whatever, I find it rather bad thing that there is yet another clone of popular website with "amazingly" same kind of features. Anyways, you get what you order. When something gets popular, there surely is bunch of people trying to copy working of system to make money for themselves»
«I emailed the ‘creator’ of the Russian Facebook a while ago - he claims to have purchased the license, and that Facebook are aware of the website and support it!»
«how could you call that sh&t "Russian Facebook", huh? don't you understand that with such a title you make them a great favor! that awful thing should have been called "a SIMPLE Russian Social Networking web site with UI copied from Facebook", not "Russian Facebook" at all »Одним словом, часть общественности возмущена, часть вообще не хочет называть «вконтакте» русским «facebook», кто-то утверждает, что создатели «контакта» претендуют на лицензию и «facebook» их поддерживает. В большинстве всё же американцы считают этих самых создателей ворами.“В контакте” не просто взяли идею...internetno.net:
16 октября 2007
…Однако самая главная претензия к создателям — плагиат. “В контакте” не просто взяли идею Facebook как социальной сети для студентов, но практически скопировали вплоть до мелочей реализацию. Так, например, в оформлении были использованы пиктограммы Facebook.
Много совпадений и сходств в HTML-коде, в оформлении сайта, раскладке страниц.
Некоторые пользователи утверждают, что первое время даже часть текста “В контакте” была не переведена. Сейчас с этим все в порядке и, например, фейсбуковская The Wall стала “стеной” у российского конкурента. Однако, что интересно, страницы ошибок во “В контакте” на английском языке:
Студенческий форум (форум студентов МГУ, где часто бывал Дуров):Х:
«и что считать клоном? …тут что-то новое придумать сложно, а вот как раз адаптировать к русским условиям полезно, понятно дело оригинальный фейсбук не может быть у нас особо популярен… конечно тырить дизайн нехорошо, но его и поменять можно, иногда проще взять готовый дизайн, чтобы можно было сконцентрироваться на всём прочем… а такой проект нужен, причем сделанный на нормальном уровне…»qiq.ru:«вконтакте как никто другой слизан с фэйсбука, даже дизайн не удосужились придумать свой... эх, а если ведь закроют вконтакте неужели все сразу полезут на фэйсбук? хотя возможно фэйсбук сможет дать больше потому что денег у них больше, кто знает, кто знает»«Ура! Вконтакте ЗАКРОЮТ!!! УРА!!! ЛЯ-ЛЯ! YES!! Хе!!!»«…я таких знаю. Не успивают придти со школы, универа или работы... как тут же лезут в этот с*ный контакт и сутками там сидят»Сетевой эффект или почему Facebook не убьет В КонтактеСетевой эффект характеризуется тем, что:
1) Ценность продукта зависит от того, какое количество людей уже использует этот продукт.
В качестве примера можно привести мобильные телефоны. Какой бы совершенный мобильник не выпускала ваша компания, если она пытается продать его человеку, живущему в городе, где ни у кого нет мобильных телефонов, все предприятие обречено.
Абсолютно аналогичная ситуация складывается и с самой популярной студенческой социальной сетью России – В Контакте. Даже если ее прообраз, зарубежная Facebook и придет в Россию, вряд ли этот хоть как-то скажется на жизни проекта Павла Дурова. У «контакта» уже есть огромная база пользователей, превышающая 10 миллионов человек. Для людей, вступающих в «контакт» важно то, что их друзья уже там, а не то, что этот сервис предоставляет массу дополнительных возможностей.
2) Ценность сети повышается при наличии разного рода дополнительных услуг.
Чем больше дополнительных услуг получают пользователи сети, тем лояльнее они к ней относятся. Очевидный момент. Ведь, с ростом этих услуг повышается их привязанность к сети. При этом надо понимать, что эти самые дополнительные услуги должны именно быть дополняющими продуктами. Иногда, создающими барьеры для разрушения сети.
Кроме того, ценность сети повышается с каждым новым ее пользователем. Это очень важный момент, для понимания того, о чем мы говорим (подробнее рассмотрим его ниже).
3) Не так просто уйти из сети
Сетевой эффект создает всяческие барьеры для выхода из сети. Именно благодаря тому, что он основывается на взаимодействие участников сети. Например, даже если пользователи ХабраХабр не очень довольны контентом сети за последнее время, это не значит, что они покинут ресурс. Почему? Потому что на нем присутствует масса единомышленников, доступ к которым есть только с хабра.
Данный проект больше, чем информационный ресурс. Это настоящая сеть, где пользователи зависят друг от друга. Чтобы покинуть ее, им придется отказаться не от информационного ресурса, а от взаимодействия со множеством контактов.
В этой статье выше я упомянул такое понятие, как ценность сети для пользователя. Но как формируется эта ценность? Давайте рассмотрим на примере пользователей все той же В Контакте. Итак, предположим, что у нас есть 5 человек в сети: Маша, Катя, Лена, Аня, Кристина и Петя. При этом, давайте считать, что последним к сети присоединился Петя. Ценность каждого нового участника сети исчисляется 1 долларом. Тогда внешняя ценность Пети будет равна 4 долларам. Так как для всех девушек его ценность будет равна 1 доллару. Но в сети ведь целых 4 представительницы женского пола, а значит общая ценность Пети составит 4 доллара. Их общая ценность также повысится до 4 долларов. Отсюда становится понятно, каким образом растет ценность сети с каждым новым пользователем. И почему сеть с меньшим количеством участников менее привлекательна для человека.
Важное допущение: в примере мы предполагали, что все участники сети взаимодействуют друг с другом.
На самом деле все социальные сети похожи по структуре, а некоторые, например, французская и германская не отличаются вовсе даже по дизайну, китайский Xiaonei последнее время тоже стал вылитым facebook’ом. Что уж там дизайн, тут говорят, на интеллектуальную собственность покусились. Я бы на месте facebook’а тоже взбухла, такое поле нашли, а пахать его кто ни попади стал. Теперь начнётся война за территории, только сетевая. Конечно, придумывать самому и новаторствовать никому не надо, всё равно выставят на продажу, кто-то купит. Я одного не пойму, Дуров говорил, что сотрудничает с facebook’ом, даже, что они его хвалят, но что тогда значат сегодняшние обвинения. _____________________________________________________________________________
Интервью с Дуровым:Ты поддерживаешь отношения с создателями западных соцсетей — Facebook, MySpace, например? Да, конечно. С ребятами из Facebook вчера созванивались. Они считают, что то, что мы сделали — spectacular (с англ. — впечатляюще).
_____________________________________________________________________________